Твой дар
Волонтерское студенческое движение “Твой дар” как один из факторов социально-нравственного воспитания молодежи.
В процессе динамично меняющихся условий социально-экономического развития России и востребованности «инициативной помощи» различными незащищенными слоями населения, важнейшее значение приобретает деятельность многопрофильных волонтерских движений и организаций.
Прогрессивные тенденции в педагогической политике современных вузах России актуализируют проблему формирования социально активной личности, обладающей четкими гражданскими морально-этическими ценностями.
Особую актуальность и значение приобретает развитие и доля участия механизмов воздействия педагогических практик в формировании социальной активности студенчества.
Особенная роль в развитии социума принадлежит студенческой молодежи, так как она составляет основу динамичного потенциала кластера профессиональных работников.
При этом «волонтерское движение» мы рассматриваем как «совокупность деятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду посредством практической деятельности».
Реализация социально-нравственных стратегий воспитания в деятельности студенческого волонтерского движения наиболее продуктивна, при соблюдений следующих условий:
Во-первых, наличие и четкое определение социально-коммуникативной идеи, которая заинтересовала бы молодежь. Реальное воплощение такой идеи возможно, если участники студенческих волонтерских объединений овладеют методикой социально-педагогической деятельности. Процесс коммуникации является базовой необходимостью для развития и полноценной и активной социализации.
Во-вторых, участники осваивают профессиональные навыки, приобретают практический опыт педагогической, коммуникативной деятельности, определяют для себя вектор выбора созидающей гражданской позиции.
В-третьих, волонтерские объединения должны представлять свой актив (делегатов) в государственных структурах: молодежное правительство, студенческий парламент. Данный механизм участия в государственной молодежной политике содействует самореализации молодежи и вызывает необходимость анализа эффективности реализации данных программ по результатам практической деятельности. Именно на уровне волонтерских практик формируются коммуникационные навыки, которые затем имеют востребованность широкого круга организации и государственных структур.
В-четвертых, участники данных студенческих объединений добровольно объединяются для совместной этически и практически значимой деятельности, приносящей глубокое моральное удовлетворение через практические результаты.
Практическое применение основных положений в обозначенном направлении на различных этапах осуществлялась на базе волонтерского движения Северо-Кавказского государственного института искусств и КБР ОО «Патриот». Данное объединение консолидирует представителей творческой и гуманитарной направленности, эффективно действует на протяжении 10 лет. На базе Вуза разрабатывается ежегодный план проведения благотворительных мероприятий, успешно и эффективно проводятся благотворительные акции, марафоны по сбору средств, сопровождающиеся концертами, организованными силами студенчества.
Зачастую благотворительные концерты и театрализованные представления проходят вне стен Вуза, что способствует расширению контактов с массовым зрителем, большей адаптации к незнакомой аудитории, мобильности и креативности, что является важным показателем эффективно осваиваемых педагогических технологий.
Особым кластером волонтерского движения СКГИИ и КБР ОО «Патриот» является студенческий актив членов «Твои дар». Приоритетным вектором его деятельности является регулярное занятие творческими факультативами с детьми и подростками с особенностями умственного и физического развития.
Педагогические цели и механизмы социально-нравственного воспитания, в данном случае, возможно рассмотреть с позиции трехступенчатой системы:
1.Педагогический потенциал реализуется посредством творческих методических разработок студентов-волонтеров по основным направлениям преподавания в коррекционных кружках искусства (по направлениям: кружок рисования и лепки, хореография, вокал, театральный кружок). Коммуникационная стратегия в данном случае опосредована через искусство, репетиции, концертно-творческую деятельность.
2.Педагогические теории, преподаваемые в ходе обучения, на практике реализуются в условиях особого ученического коллектива, требующего корректного этического поведения, специализированных форм проведения преподавания. Коммуникационный потенциал на этом уровне приобретает ярко выраженную гуманистическую направленность.
3.Педагогический эффект «зеркала»: волонтеры-студенты, реализующие педагогические стратегии сами воспринимают элементы культуры общения, особого ученического коллектива детей-инвалидов, затрагивающего чувства доброты, сострадания, искренности (что имеет важное педагогического воздействие на студентов)
Самореализация личности посредством вовлечения в волонтерское движение-это реализация важного гуманистического принципа бескорыстной помощи своими силами и средствами.
Сопутствующим процессом в деятельности студентов-волонтеров является приобретение таких практических навыков, как:
-умение организовывать себя и людей;
-приобщать и вовлекать в волонтерское движение или посильное участие в благотворительности;
-умение писать сценарии различных мероприятии, составлять макет-планы благотворительных акции;
-приобретать практические навыки развития своей творческой специальности.
Работа волонтерского актива «Твой дар» в кружках искусства выстроена в теплой дружеской атмосфере, эффект арт-терапии наблюдался с первых недель занятий у наших воспитанников. Так, как в начале занятий многие из ребят, страдающих умственными и физическими отклонениями, не могли свободно говорить, владеть мелкой моторикой рук и не обладали навыками стабильного эмоционального общения.
На данный момент результативность занятий творчеством с детьми особого склада несомненна, она приносит поразительные результаты, вселяет надежду как в самих обучаемых, так и в их родителей. По итогам занятий нами проводятся регулярные отчетные концерты, на которых детки выступают совместно со своими наставниками-студентами. Студенты института искусств, как творческие люди всегда с огромным уважением и теплотой встречают выступления наших воспитанников, для которых очень важно эмоциональное принятие их как равных.
Во время работы в нашем волонтерском движении мы отказались от понятия ребенок-инвалид, мы считаем это есть особенность развития, которая компенсируется огромной работоспособностью, искренностью, добротой, талантами в разных сферах, что легко подтверждает наша многолетняя сотрудничество и дружба с нашими замечательными воспитанниками.